«Приоритет – работа». Уделяют ли россияне время саморазвитию?

Несмотря на то, что самообразование — лучший вклад в собственное будущее, в нашей стране оно востребовано намного меньше, чем в Европе. Так, только 20% россиян в возрасте от 25 до 64 лет уделяют внимание дополнительной учебе, хотя в Германии и Франции этот показатель оценивается в 55–80%. Эксперты портала Выберу.ру разбирались, в чем причина такой ситуации.

Хотели бы, но не получается

По данным исследования, проведенного кадровым агентством Работа.ру, более 60% молодых специалистов не имеют времени, чтобы заниматься саморазвитием. 48% респондентов признались, что хотели бы повысить свой уровень образования, но не успевают. И только 12% отметили, что регулярно проходят дополнительное обучение и бизнес-тренинги.

Что касается руководителей, более 54% участников опроса рассказали, что большую часть своего времени они проводят на работе. Им не удается даже уделять достаточно внимания родным и друзьям.

По статистике, сотрудники российских компаний работают в среднем по 1972 часа в год. При этом в Европе данные показатели существенно ниже:

  • в Германии сотрудники трудятся 1363 часа в год;
  • во Франции этот показатель составляет 1520 часов в год.

Исследование, проведенное Kelly Services, также подтверждает высокую загрузку россиян работой. 33% опрошенных признались, что перерабатывают почти каждый день, 30% — раз в неделю, а 20% — несколько раз в месяц.

Финансовая нагрузка

Серьезным препятствием для саморазвития становится и дополнительная финансовая нагрузка. Как признались 20% респондентов, они не имеют возможности вкладывать в учебу деньги из семейного бюджета.

И это не удивительно. В условиях финансового кризиса реальные доходы граждан снижаются. Одна из примет времени – многие россияне вынуждены искать такую услугу, как микрозаймы без отказа с плохой кредитной историей. Надо полагать, что в такой ситуации не до самообразования.

Большинство из тех, кто готов вкладываться в свое обучение, может потратить на это от 2 до 5 тыс. рублей в месяц. 26% респондентов признались, что могут выделить бюджет до 10 тыс. в месяц.

А что с работодателями?

Как показывают результаты другого исследования, проведенного центром НАФИ, 65% работодателей организуют для своих сотрудников мероприятия по корпоративному обучению. Однако большинство из них нацелены на учебные программы по бухучету и финансовому менеджменту.

Это говорит о том, что корпоративное обучение направлено на решение текущих вопросов организаций и не носит прогрессивного характера. В то время как для развития экономики сегодня нужны специалисты, обладающие более широкими компетенциями в сфере информационных технологий, маркетинга и менеджмента.

В рамках проведенного исследования выяснилось, что треть опрашиваемых организаций не отправляли своих сотрудников на образовательные курсы в течение трех лет.

Сфера самообразования в России имеет перспективы развития. Однако процесс обучения усложняется высокой загруженностью российских сотрудников на работе, их неготовностью тратить свои деньги на учёбу, а также недостаточным развитием системы корпоративного образования.