Начался показ сериала «Нулевой пациент» о первой вспышке СПИДа в СССР

Пока что для просмотра доступны четыре серии из семи, но впечатление от фильма получить несложно. Понятно, что работа приличного качества, хоть и не потрясающая воображение. Крепкая смесь исторической стилизации и медицинского триллера, с добротной сценарной работой (Олег Маловичко, Андрей Геласимов) и неплохим актёрским составом. Режиссёрами сериала, кстати, выступили Евгений Стычкин (известный актёр) и Сергей Трофимов (оператор, продюсер).

Историю со вспышкой СПИДа в детской больнице Элисты (1988) я лично помню хорошо – первые статьи о том, что такое этот самый СПИД, стали появляться в печати с 1987 года, произвели шоковое впечатление, а уж СПИД в детской больнице совсем прихлопнул граждан. Первые вич-инфицированные реально сделались изгоями, неприкасаемыми, от них шарахались, как и показано в картине. В экстремальных ситуациях, когда система сталкивается с неизвестной опасностью, очень важно поведение героев, ответственных людей, принимающих на себя удар. Их в «Нулевом пациенте» трое: врач экспериментальной лаборатории Дмитрий (Никита Ефремов), детский доктор Кирсан (Аскар Ильясов), журналист Игорь (Евгений Стычкин). И даже неизбежный для фильмов о 70–80-х годах комитетчик (Павел Майков) – вполне приличный парень, нисколько не душегуб.

Самый симпатичный персонаж – доктор из Элисты, задумчивый и озорной в душе Кирсан. Он первым забил тревогу, выдержал напор испуганной бюрократии, его упрямство благодетельно и спасительно, а к профессионализму подмешаны простые и чистые человеческие чувства. Очень обаятельный и перспективный артист – Аскар Ильясов, как мне показалось. Такой же упрямец, по счастью, оказался и в Москве, его играет Никита Ефремов. Ефремов бывает всякий, но в «Нулевом пациенте» он как-то удачно выбрал интонацию, приглушил крайности, и его сумрачно-обаятельный герой выглядит правдивым и убедительным парнем. Стычкин – тот купается в роли азартного, лихого, заполошного журналиста, благо он сам себе режиссёр в этом фильме. А вот женщины в картине слабоваты, никаких особых героинь из них не получилось. Да этого и не нужно.

Нужно вот что – мы видим общество, которое напарывается на огромную проблему. Общество сложное, закрытое, не привыкшее к обсуждению проблем. Власть имеет мало привычки к быстрым реакциям, массы, естественно, склонны преувеличивать всякую опасность. Тёмное царство ведь не меняется. Забить камнями, сжечь, изгнать того, кто болен, кто враг, – это всегда таится в людях. И тут чрезвычайно важны разумные ответственные граждане – квалифицированные специалисты, которые могут принять решение и на нём твёрдо и последовательно настаивать. Можно сказать, на них вся надежда. Потому как бюрократы всех мастей могут от страха потерять место, пойти на любые подлоги и подтасовки. А спокойно, убеждённо отстаивать свою позицию – это удел квалифицированных специалистов.

Действие сериала развивается с умеренной скоростью, не затягиваясь, но и не спеша. Маркеры времени расставлены довольно аккуратно – так, Дмитрий со своей девушкой идут в кино на «Маленькую Веру» (это действительно картина 1988 года), причём Дмитрия раздражает знаменитая эротическая сцена фильма не потому, что он ханжа, а потому, что персонажи занимаются незащищённым сексом, что губительно для потенциальных жертв той ужасной болезни, с которой наш герой должен бороться. Не имея ничего – ни лекарств, ни средств, ни тестов, ни даже одноразовых шприцев. Ведь их тогда и в помине не существовало, понимаете ли.

У перестроечных лет были особый стиль, особый вкус, всё советское ещё крепко держалось, но уже шли тектонические разломы, хлынула новая жизнь, новые звуки и моды, и «Нулевой пациент» отчасти этот стиль воспроизводит. Но без излишнего рвения, не увлекаясь деталями и подробностями. У фильма есть своя задача – рассказать без карикатурных преувеличений историю сражения благородных людей со смертельной угрозой и показать, что человечность умеет побеждать в самых разных условиях.

Советский Союз 80-х – ещё не самый худший вариант косной бюрократии, по крайней мере не растленный до конца алчностью, способный порождать более-менее порядочных граждан. Которых вполне занимательно играют Никита Ефремов, Евгений Стычкин и особо приглянувшийся мне Аскар Ильясов.

Полезно иногда смотреть просто на порядочных людей. Которые тихо и строго скажут – «мы должны сделать это».

И сделают.

Источник