Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина совместно с Домом-музеем Пабло Пикассо в Малаге (Испания) представляют выставку «Ильязд & Пикассо. Страницы творчества и жизни», посвященную совместному творчеству и многолетней дружбе Ильи Михайловича Зданевича (Ильязда) и Пабло Пикассо. Выставка пройдет с 5 апреля по 23 июня 2019 года в Доме-музее Пабло Пикассо при поддержке группы компаний «ЛАНИТ».
В экспозиции представлены все книги Ильязда в жанре livre d’artiste с печатной графикой Пикассо, первые футуристические издания Ильи Зданевича тифлисского периода, а также многочисленные экспонаты, отражающие дружеские отношения двух мастеров ХХ века. Основу выставки составляют издания livre d’artiste из собраний Георгия Генса и Бориса Фридмана, а также документы и артефакты из архива Ильязда. Отдельные работы предоставлены Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственным музеем истории российской литературы имени В.И. Даля и Санкт-Петербургским государственным музеем театрального и музыкального искусства.
В юношеские годы в Тифлисе Илья Зданевич и его друзья, восхищаясь творчеством Пикассо, называли его одним из героев анонсируемой ими теории «всёчества». В конце 1921 года Илья Зданевич приезжает в Париж, который становится его домом до конца его дней. Уже в следующем году он становится секретарем, а впоследствии и председателем Союза русских художников в Париже. Под эгидой этого cоюза в течение нескольких лет Ильязд занимается организацией знаменитых балов, привлекших внимание всего художественного Парижа. В оргкомитет первого из балов, Fête nuit à Montparnasse, состоявшегося 30 июня 1922 года, наряду с другими вошли Ильязд и Пикассо. В это время происходит их очное знакомство. Имя Пикассо встречается в программах еще трех из семи балов, в организации которых активное участие принимал Ильязд. Для программы бала Grand Transmental Ball, разработанной Михаилом Ларионовым, Пикассо сделал рисунок лошадки, который сохранился и находится в собрании Пушкинского музея в Москве.
В 1940 году Ильязд издает в жанре livre d’artiste сборник своих сонетов Afat с печатной графикой Пикассо. В процессе работы именно над этим изданием формируется их творческий союз, подаривший любителям искусства уникальные издания livre d’artiste Ильязда с печатной графикой Пикассо. В течение последующих тридцати трех лет выходят еще шесть изданий livre d’artiste, специально для которых Пикассо создает серии печатной графики. Еще в двух изданиях Ильязда Пикассо принимает участие вместе с другими художниками. Пикассо, по его же утверждению, практически никогда не делал иллюстрации специально для конкретных изданий, и только для Ильязда он делал исключение. При этом Ильязд не просто заказывал художнику серии иллюстраций для своих книг, а буквально диктовал, что именно он хотел бы от него получить. Так продолжалось на протяжении всего их сотрудничества.
Помимо творческого союза, на протяжении всех этих лет их связывали дружеские отношения. В конце 1940-х годов Ильязд поселяется рядом с Валлорисом, где Пикассо занимается керамикой, чтобы попробовать свои силы в производстве керамических изделий. Они вместе проводят время, отдыхая на Golfe-Juan beach. Пикассо должен был присутствовать в качестве свидетеля при регистрации брака Ильязда и Элен Дуар-Мерэ в 1968 году. Но в тот день его не было в городе, и эту роль выполнила Жаклин Рок, жена Пикассо. Однако художник изготавливает ироничный офорт с изображением молодоженов специально для извещения об их бракосочетании.
В экспозиции представлено много разного рода свидетельств дружеских и творческих отношений, связывающих этих двух выдающихся мастеров ХХ века. Целый ряд экспонатов зрители увидят впервые. К выставке подготовлен обширный каталог, включающий статьи и все изображения работ Пикассо, созданных им для изданий Ильязда.