Государственный академический Большой театр России (ГАБТ) на своей Камерной сцене, носящей имя выдающегося оперного режиссера Бориса Покровского, поставил две одноактные оперы «Телефон» и «Медиум» известного американского композитора Джана Карло Менотти. В среду состоится генеральная репетиция проекта, премьерные показы которого пройдут 22, 23 и 24 марта, сообщила ТАСС пресс-атташе ГАБТ Катерина Новикова.
«На нашей Камерной сцене состоится премьера спектакля, объединившего в одно целое оперы Джана Карло Менотти «Телефон» и «Медиум», — сказала собеседница агентства. По ее словам, поставил этот спектакль молодой режиссер Александр Молочников — и это многое обещает: современный и несколько эксцентричный взгляд, сюрпризы и неожиданные повороты. «Для начала к зрителям обратятся с «пугающей» просьбой не отключать мобильные телефоны», — заинтриговала пресс-атташе.
Со своей стороны, режиссер Александр Молочников подтвердил, что объединил в одном спектакле два абсолютно разных, непохожих друг на друга сочинения. «Телефон» — восхитительно жизнерадостная опера-шутка, — сказал он. — «Медиум» — опера совсем другого толка, она только начинается как розыгрыш. Некая Мадам Флора выдает себя за экстрасенса и проводит спиритические сеансы на дому (на самом деле, конечно, вводит в заблуждение доверчивых клиентов). Во время одного из таких сеансов события вдруг выходят из-под контроля, что приводит к довольно-таки неприятным последствиям».
Режиссер подчеркнул, что объединил две оперы в одну историю с общим сюжетом и героями, к тому же «переместив» ее из середины XX века в наши дни. «Так, в нашем спектакле появились «сквозные» герои, партии которых поручены одним и тем же солистам. Два персонажа из «Телефона» — девушка и молодой человек, пытающийся пробиться через телефонные звонки и объясниться ей в любви, — становятся соучастниками в «постановке» мнимого спиритического сеанса. Девушка оказывается дочерью Мадам Флоры, ее молодой человек — немым юношей Тоби, который сначала, не произнося ни звука, вынужден будет признаваться в своих чувствах с помощью «киборга» («Телефон»), а во время спиритического сеанса именно ему придется отвечать за техническую сторону процесса («Медиум»), — пояснил замысел постановки Молочников, добавив, что зрители тоже смогут подключиться к действию с помощью sms, посланных со своих мобильных телефонов.
По словам режиссера, две оперы объединяет и общее пространство, которое создал в спектакле известный архитектор Сергей Чобан.Чрезвычайно востребованный как в Германии, так и в России (давно живет на две страны), он является автором более 20 крупных проектов. К его завоеваниям относятся знаменитые здания в Берлине, Гамбурге, Дюссельдорфе и других городах Германии, а также в Москве, в числе которых башня «Федерация» в деловом центре «Москва-Сити» (проект разработан совместно с Питером Швегером) и в Санкт-Петербурге — например, бизнес-центр «Бенуа» и «Набережная Европы». «Вот такой мастер выступил сценографом нашего спектакля», — отметил режиссер.
В постановочную группу также вошли архитектор Агния Стерлигова, художник по костюмам Мария Данилова. За дирижерским пультом — Алексей Верещагин. В спектакле заняты солисты ГАБТ и приглашенные артисты драматических театров.
Из биографии композитора Джана Карло Менотти (1911-2007 годы) известно, что он писал свои «бестселлеры» в непростое для американской оперы время, которой в 40-е годы прошлого столетия приходилось завоевывать аудиторию в жесткой конкурентной борьбе с мюзиклом и прочими массово популярными жанрами. Стремясь привлечь публику в оперный театр, композиторы и продюсеры стали в первую очередь осваивать камерную сцену: открывались театры при университетах и малые коммерческие театры. Интересы Менотти в это время также были сосредоточены на камерном жанре.
Ограничив себя рамками небольшой сцены, требующей более близкого, непосредственного контакта со зрителем, он экспериментировал с разными инструментальными составами, искал новые тембры, выразительные приемы игры и пения, создавал театр не просто увлекательный, но захватывающе эмоциональный, способный «заразить» широкую публику. В общей сложности на счету Менотти 25 опер. Он также писал либретто, руководил постановками спектаклей на театральной сцене и в киностудии.
«Медиум» впервые был сыгран любительской труппой 8 мая 1946 года на сцене театра Брандера Мэтьюза при Колумбийском университете. К следующему сезону композитор по принципу контраста — в качестве веселой и жизнерадостной прелюдии — сочинил оперу «Телефон» (полное название «Телефон, или Любовь на троих»). Совместная премьера двух опер состоялась 18 февраля 1947 года в театре «Хекшер» в Нью-Йорке. Успех был беспрецедентным, что открыло им путь на Бродвей.
Уже через пару месяцев — 1 мая 1947 года — прошла премьера в бродвейском театре «Этель Бэрримор». Однако на сей раз фортуна отвернулась: несколько дней спектакли шли при полупустых залах. Пока рекламу им не сделал Артурo Тосканини, дирижер «номер один» в США. Он не просто посетил представление, а пришел на него несколько раз. И все последующие спектакли уже пошли с аншлагом.
Впоследствии и «Телефон», и «Медиум» стали одними из самых популярных опер в Соединенных Штатах. Через три года после бродвейской премьеры в Риме был снят фильм-опера по «Медиуму», который был удостоен премии на Каннском фестивале.
В России оперы ставились раздельно: в 1978 году в Казани впервые прозвучал Телефон», а в 1979-м году в Ленинграде на сцене Малого театра оперы и балета (ныне — Михайловский театр) был исполнен «Медиум». Большой театр на своей Камерной сцене объединил две оперы в одном спектакле, как и было первоначально задумано композитором.