Большой театр на Камерной сцене поставил оперы американского композитора Менотти

Государственный академический Большой театр России (ГАБТ) на своей Камерной сцене, носящей имя выдающегося оперного режиссера Бориса Покровского, поставил две одноактные оперы «Телефон» и «Медиум» известного американского композитора Джана Карло Менотти. В среду состоится генеральная репетиция проекта, премьерные показы которого пройдут 22, 23 и 24 марта, сообщила ТАСС пресс-атташе ГАБТ Катерина Новикова.

«На нашей Камерной сцене состоится премьера спектакля, объединившего в одно целое оперы Джана Карло Менотти «Телефон» и «Медиум», — сказала собеседница агентства. По ее словам, поставил этот спектакль молодой режиссер Александр Молочников — и это многое обещает: современный и несколько эксцентричный взгляд, сюрпризы и неожиданные повороты. «Для начала к зрителям обратятся с «пугающей» просьбой не отключать мобильные телефоны», — заинтриговала пресс-атташе.

Со своей стороны, режиссер Александр Молочников подтвердил, что объединил в одном спектакле два абсолютно разных, непохожих друг на друга сочинения. «Телефон» — восхитительно жизнерадостная опера-шутка, — сказал он. — «Медиум» — опера совсем другого толка, она только начинается как розыгрыш. Некая Мадам Флора выдает себя за экстрасенса и проводит спиритические сеансы на дому (на самом деле, конечно, вводит в заблуждение доверчивых клиентов). Во время одного из таких сеансов события вдруг выходят из-под контроля, что приводит к довольно-таки неприятным последствиям».

Режиссер подчеркнул, что объединил две оперы в одну историю с общим сюжетом и героями, к тому же «переместив» ее из середины XX века в наши дни. «Так, в нашем спектакле появились «сквозные» герои, партии которых поручены одним и тем же солистам. Два персонажа из «Телефона» — девушка и молодой человек, пытающийся пробиться через телефонные звонки и объясниться ей в любви, — становятся соучастниками в «постановке» мнимого спиритического сеанса. Девушка оказывается дочерью Мадам Флоры, ее молодой человек — немым юношей Тоби, который сначала, не произнося ни звука, вынужден будет признаваться в своих чувствах с помощью «киборга» («Телефон»), а во время спиритического сеанса именно ему придется отвечать за техническую сторону процесса («Медиум»), — пояснил замысел постановки Молочников, добавив, что зрители тоже смогут подключиться к действию с помощью sms, посланных со своих мобильных телефонов.

По словам режиссера, две оперы объединяет и общее пространство, которое создал в спектакле известный архитектор Сергей Чобан.Чрезвычайно востребованный как в Германии, так и в России (давно живет на две страны), он является автором более 20 крупных проектов. К его завоеваниям относятся знаменитые здания в Берлине, Гамбурге, Дюссельдорфе и других городах Германии, а также в Москве, в числе которых башня «Федерация» в деловом центре «Москва-Сити» (проект разработан совместно с Питером Швегером) и в Санкт-Петербурге — например, бизнес-центр «Бенуа» и «Набережная Европы». «Вот такой мастер выступил сценографом нашего спектакля», — отметил режиссер.

В постановочную группу также вошли архитектор Агния Стерлигова, художник по костюмам Мария Данилова. За дирижерским пультом — Алексей Верещагин. В спектакле заняты солисты ГАБТ и приглашенные артисты драматических театров.

Из биографии композитора Джана Карло Менотти (1911-2007 годы) известно, что он писал свои «бестселлеры» в непростое для американской оперы время, которой в 40-е годы прошлого столетия приходилось завоевывать аудиторию в жесткой конкурентной борьбе с мюзиклом и прочими массово популярными жанрами. Стремясь привлечь публику в оперный театр, композиторы и продюсеры стали в первую очередь осваивать камерную сцену: открывались театры при университетах и малые коммерческие театры. Интересы Менотти в это время также были сосредоточены на камерном жанре.

Ограничив себя рамками небольшой сцены, требующей более близкого, непосредственного контакта со зрителем, он экспериментировал с разными инструментальными составами, искал новые тембры, выразительные приемы игры и пения, создавал театр не просто увлекательный, но захватывающе эмоциональный, способный «заразить» широкую публику. В общей сложности на счету Менотти 25 опер. Он также писал либретто, руководил постановками спектаклей на театральной сцене и в киностудии.

«Медиум» впервые был сыгран любительской труппой 8 мая 1946 года на сцене театра Брандера Мэтьюза при Колумбийском университете. К следующему сезону композитор по принципу контраста — в качестве веселой и жизнерадостной прелюдии — сочинил оперу «Телефон» (полное название «Телефон, или Любовь на троих»). Совместная премьера двух опер состоялась 18 февраля 1947 года в театре «Хекшер» в Нью-Йорке. Успех был беспрецедентным, что открыло им путь на Бродвей.

Уже через пару месяцев — 1 мая 1947 года — прошла премьера в бродвейском театре «Этель Бэрримор». Однако на сей раз фортуна отвернулась: несколько дней спектакли шли при полупустых залах. Пока рекламу им не сделал Артурo Тосканини, дирижер «номер один» в США. Он не просто посетил представление, а пришел на него несколько раз. И все последующие спектакли уже пошли с аншлагом.

Впоследствии и «Телефон», и «Медиум» стали одними из самых популярных опер в Соединенных Штатах. Через три года после бродвейской премьеры в Риме был снят фильм-опера по «Медиуму», который был удостоен премии на Каннском фестивале.

В России оперы ставились раздельно: в 1978 году в Казани впервые прозвучал Телефон», а в 1979-м году в Ленинграде на сцене Малого театра оперы и балета (ныне — Михайловский театр) был исполнен «Медиум». Большой театр на своей Камерной сцене объединил две оперы в одном спектакле, как и было первоначально задумано композитором.