В Париже открылась выставка советского искусства Rouge

Мечты конструктивистов, развивавшиеся на фоне большевистской революции, и реализм конца 1930-х — начала 1940-х — как и почему менялось советское искусство демонстрирует выставка «Rouge. Art et utopie au pays des Soviets» («Красный. Искусство и утопия в Стране Советов 1917-1953»), открывшаяся в среду в экспозиционном центре Гран-Пале. Список экспонатов разнообразен: от картин и кинолент до интерьеров и театральных постановок.

Вся экспозиция разделена на две части: по сути, граница проходит между двумя эпохами: до и после Иосифа Сталина. Так, если на первом этаже — атмосфера революционных призывов и стремления к смелым экспериментам по воплощению идей о коммунистическом обществе, то второй этаж, по сути, весь посвящен «социалистическому реализму» — направлению в искусстве, которое пришло на смену авангардизму и прочим веяниям по инициативе Сталина, который в 1929 году окончательно укрепился на вершине советской власти. Суть его заключалась в возвращении к классической школе живописи с точки зрения техники, однако сюжеты должны были подчеркивать социалистическую концепцию общества.

Многие произведения, особенно сталинской эпохи, по словам организаторов, никогда раньше не выставлялись во Франции. Десятки экспонатов предоставили российские музеи, в том числе Пушкинский, Третьяковская галерея, Русский музей, Государственный исторический музей и другие, а также центр современного искусства имени Жоржа Помпиду и ряд других европейских учреждений.