Выставка «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович» открывается в Москве

Выставка «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович» открывается 14 февраля в Еврейском музее и Центре толерантности в Москве. Это интерактивный проект, рассказывающий об универсальности искусства, и он будет интересен и детям, и взрослым, уверены его организаторы.

«Это выставка, подобной которой не было в Москве и других городах мира, — уникальная, рассчитанная прежде всего на всю семью. Здесь представлены шедевры… в том виде, в котором они доступны для созерцания, восприятия не только взрослых, но и детей», — рассказал журналистам в преддверии открытия выставки директор музея Александр Борода.

Экспозиция выстроена как аттракцион — где-то, чтобы увидеть картину, нужно заглянуть в шкаф, где-то — съехать с горки. Это, по замыслу организаторов, дает возможность посетителям пообщаться с искусством на уровне не интеллекта, а эмоций, вне рамок школ и концепций.

На выставке представлены избранные произведения XX и XXI века: работы Малевича («Три фигуры в поле»), Бэкона («Набросок головы Джорджа Дайера»), Лихтенштейна («Портрет»), Яковлева («Кошка, поймавшая птицу»), Пивоварова («Паше», «Вике»), Гончаровой («Купальщицы»), Кифера («Посвящение Адальберту Штифтеру»), а также Кандинского, Пиросмани, Абрамович, Пикассо, Матисса и других известных художников. Всего зрители увидят более 30 работ в разных жанрах: от живописи и фотографии до инсталляции и экспериментальной анимации.

«Нет необходимости в изучении художников. Картина может восприниматься на эмоциональном уровне. Само расположение картин, та форма, в которой они поданы, очень интерактивна. Она находится во взаимодействии с посетителем, находится в некой игре», — отметил директор музея.

Он убежден, что выставка будет пользоваться популярностью, «потому что она находится в том сегменте, в котором она доступна для всех».

Почувствуй искусство
Кураторами выставки выступили Алексей и Ирина Муниповы, Лия Чечик и Ирина Дворецкая. «Выставка сложная, делалась сложно. Тридцать с лишним работ, 26 владельцев — частные коллекции, европейские музеи, российские музеи. Специально была сделана застройка, ее придумал архитектор и театральный художник Алексей Трегубов. Пространство проектировалось под каждую картину, что бывает нечасто», — отметил Мунипов.

Он подчеркнул, что эта выставка апеллирует не к рациональной части, не к интеллекту, а к эмоциям, чувствам. Поэтому организаторы советуют посетителям просто наблюдать за своими эмоциями, переходя из зала в зал, почувствовать, как они меняются от соприкосновения с «эмоциональными пространствами» картин и вокруг них. «Это то, с чем искусство всегда имело дело, и все великие художники XX века про это прямым текстом говорили: неважно, что вы видите, важно, что вы чувствуете», — добавил Мунипов.

По его словам, музеи же, напротив, как правило чаще делают упор на интеллектуальный аспект — «рассказывают про хронологию, контекст, биографию художников, детали, художественные направления». «И подразумевают, что зритель уже что-то знает, обращаются к его способности анализировать, делать выводы, сопоставлять. Поэтому многие зрители чувствуют себя на выставках немножко, как школьник, который пришел сдавать экзамен и уже его провалил — потому что ты необязательно знаешь все, и чего ты точно не знаешь», — пояснил куратор.