Утилизация попутного нефтяного газа: новые правила игры

    gas_processing_600_450

    Фото:http://www.premen.ru/ru/content/gas/

    Попутный нефтяной газ, или ПНГ — это газ, растворенный в нефти. Добывается попутный нефтяной газ при добыче нефти, то есть он, по сути, является сопутствующим продуктом. Но и сам по себе ПНГ — это ценное сырье для дальнейшей переработки.

    Задача по повышению эффективности потребления природных ресурсов, поставленная перед российской промышленностью на Петербургском международном экономическом форуме в июне 2016 года была официально закреплена объявлением 2017-го — Годом экологии. В этом контексте важное значение для главной бюджетообразующей отрасли страны приобрела проблема утилизация попутного нефтяного газа, объем сжигания которого в России, по оценке экспертов WWF, превышает 35 млрд кубометров, что является крупнейшим показателем в мире.

    В условиях затянувшихся кризисных явлений и падения цен от продажи энергоносителей российским властям пришлось поменять свою позицию относительно переработки попутного газа.

    Еще два года назад Минприроды всерьез рассматривало запрос нефтяников исключить 95-процентную норму утилизации ПНГ. Вице-премьер Аркадий Дворкович на правительственном совещании в декабре 2013 года даже говорил о возможности исключить эту норму из лицензионных соглашений добывающих компаний. Однако в этом году на ПМЭФ тогда еще глава Администрации Президента Сергей Иванов дал четко понять — пренебрегать экологическими проблемами недопустимо. Свою роль внесли экономисты, подсчитав, что ежегодно в открытом огне газовых факелов на месторождениях сгорают от 3,5 до 4,5 млрд. долларов.

    Ярким показателем изменения политики в недропользовании стало июньское обращение заместителя председателя Правительства Александра Хлопонина к Президенту с предложением корректировки условий аукциона по Эргинскому нефтяному месторождению Западной Сибири. По мнению вице-премьера, к участию в нем может быть допущена только та российская компания, которая гарантирует переработку не менее 95% попутного нефтяного газа.

    Как отмечают специалисты, заметную роль в утилизации ПНГ будут играть небольшие нефтяные компании, готовые моментально подстраиваться под новые правила игры: они более чувствительны к большим штрафам за невыполнение норм, чем крупные нефтедобытчики, а компактная управленческая структура более оперативна в принятии решений, в том числе инвестиционных.

    Примечательный пример успешной работы в сфере утилизации ПНГ — компания «Русь-Ойл», которая заявляет о намерении в 2018 году довести объем утилизируемого попутного газа до 95%.

    Так, ООО «НГДУ Дулисьминское» в Иркутской области благодаря увеличению добычи с 850 тысяч тонн в 2013 году до 1,5 млн. тонн в 2016 году полностью обеспечит объекты месторождения собственной электроэнергией путем сжигания ПНГ в газотурбинной блочно-модульной электростанции ГТЭС «Урал-6000».

    В Ненецком автономном округе «Русь-Ойл» пошла дальше и запустила на площадке ООО «Компания Полярное сияние» установку компримирования газа низкого давления, позволяющую использовать конечный продукт в качестве дешевого моторного топлива. Правда, в данном случае пока рано говорить о сколько-нибудь серьезных объемах. Основным потребителем получаемого топлива будет сама компания. Для выхода на региональный рынок потребуются дополнительные инвестиции и дальнейшее наращивание добычи.

    В ближайших планах «Русь-Ойл» — строительство завода по переработке попутного нефтяного газа с получением сельскохозяйственных удобрений и полиэтиленов, а также дизельного топлива стандарта евро 6, , что открывает перед переработчиками большие экспортные возможности. Вот только до сих пор неясна схема реализации продукции. Низкая цена на удобрение и прочую «химию» завода должна компенсироваться большими объемами поставок, а значит необходима простая и доступная транспортная схема. В случае строительства завода с нуля на территории с неразвитой инфраструктурой либо в отдалении от промышленно-экономических центров затраты на обустройство подъездных путей могут нивелировать экономическую привлекательность проекта.

    Впрочем, как отмечают аналитики, потребность регионов в ПНГ в ближайшие годы будет только расти по мере изменений в системе электроэнергетики и тарифной политики сбытовых компаний.